Возрастные особенности детей 3-4 лет или как вести себя с трехлеткой!
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенная ступень развития ребенка с момента его рождения. В этот момент взрослый сталкивается с капризами ребенком и совсем не догадываются, что под капризами лежит психологический кризис. «Кризис трех лет», как раз приходится на период 3-4 лет и завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность», свое «Я». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
Ведущий вид деятельности в этом возрасти – игра.
Ведущая потребность – общение со сверстниками и взрослым.
В данном возрасте преобладают воссоздающее воображение, память непроизвольная (образная), неусидчивость, характерны резкие перепады настроения, мышление наглядно-действенное.
В этом возрасте у ребенка:
- Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок часто начинает произносить «Я сам» и не нужно этому препятствовать. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
- Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
- Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. В этот период важен личный пример и одинаковые требования (воспитания) в семье и детском саду.
- Ребенок начинает играть не один, как это было раньше. Но пока возраст интересующих детей придется контролировать вам, так как ребенок начнет тянуться к любому на площадке с кем более менее интересно. Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой (Ребенок начинает озвучивать игрушки). Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
- Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок начинает учитывать желания и чувства партнеров по игре, ему это приходится делать, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
- В этот период активно набирает обороты речь ребенка, высказывания становятся связанными, более понятными для окружающих, появляются в речи ребенка несуществующие слова, придуманные им самим от незнания правильного названия.
Что должен научиться ребенок в этот период:
Мышление
1. складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. уметь находить сходства и различия между предметами.
5. уметь запоминать 2-3 картинки.
6. уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Речь
1. уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. формировать простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. знать свое имя и фамилию.
8. уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Математика
1. уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
3. знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Окружающий мир
1. знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. знать части суток - утро, день, вечер, ночь.
7. уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Самообслуживание
1.уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. знать основные правила гигиены.
Что же делать с этими проблемами :
1. Помнить о своевременности «Я сам». Ребенок будет настаивать на всем, но не всегда справляться, вы должны обязательно прийти на помощь, подсказать и показать. Подавление данного желания в дальнейшем приведет к инфантильности, пассивности, апатии, зависимости. Разрешая и прививая самостоятельность, помните, что на первом месте жизнь и здоровье ребенка, а не его «хочу».
2. Привыкайте, к периоду упрямства, и помните ребенок, это делает не, потому что он плохой стал и ему так хочется, а потому что для него сейчас важно чтоб считались с его мнением.
3. Самый наилучший вариант обеспечения необходимым общением ребенка – это детский сад. И не забывайте о требованиях, они должны быть одинаковыми – режим дня, писание и т.п.
4. В данный период ребенок, незнающий как бороться со своим упрямством и агрессией, может научиться конфликтовать со всеми – ваша задача помочь ему это не сделать – важно объяснять и учить считаться с мнением не только своим, но и чужим, делиться игрушками, уступать место.
5. Берегите чувства ребенка – если плачет, сопереживайте, ели радуется, значит вместе – он должен чувствовать свою значимость.
6. Не забывайте развивать ребенка и научить выше указанному.
информация взята с сайта
Савка Марина Александровна и доработана.
Все фото взяты из интернета с открытых источников. |